Мемуары Л.Я. Таненгольца

Домашнее воспитание

Но ведь родители не только кормят, одевают и в школу отправляют своих чад, но и воспитывают (то ли сознательно, в зависимости от того, кого они хотят " вылепить" из своего ребёнка, то ли оно протекает само собой - осуществляясь всем бытом жизни в семье). Думаю, что у нас это происходило довольно своеобразно и будет прочитано с интересом . Но предварительно, чтобы быть правильно понятым,- несколько теоретических высказываний.
Воспитание - это целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие ребёнка, подростка, взрослого, группы детей или взрослых и даже общества в целом. Цель - формирование в сознании определённых взглядов и норм поведения, а так же некоторого набора умений и навыков Методы - воздействие словом и примером,. поощрение и наказание, обучение, создание условий для развития и саморазвития... В качестве воспитателя выступают родители, школа, партия, церковь, государство... У каждого из них своя специфика, свои методы и средства воздействия сильно различающиеся даже при общности цели. Но ведь и общность цели может отсутствовать. К тому же, одновременно имеет место и нецеленаправленное воздействие - окружающая среда, двор, события... -т.е. то, что в понятие "воспитание" не входит, но по эффекту воздействия может значительно превосходить целенаправленное. Так что воздействий множество, они различны. А результат? Думаю, что всего результативнее то из них, которое как воздействие и не воспринимается, а является авторитетным для воспитываемого. Мама Юре: "Ты болен, кашляешь. на улицу не пущу". Юра маме: "Я не болен, Сашик сказал, что кашель это не болезнь." И Юра будет стремиться поступать, как указывает Сашик.
Учитывая, что объект воспитания - человек, чья духовная и физическая сущность, имеет наследственный (ген- ный) характер, то невозможно предопределить, какое из воздействий на данную личность окажется более авторитетным - какое из них эта личность воспримет открытой душой, какое отвергнет, а что родится самовоспитанием. Не отрицая значения и пользы различных методов воспитания я осмеливаюсь высказать убеждение в решающем значении генного фактора.
Так как же всё это преломилось у нас?
Папа и мама ставили перед собою совершенно различные цели. Папа пытался воспитать нас с братом по канонам еврейской религии и еврейских обычаев, а мама стремилась привить нам светскую культуру, ввести в мир знаний и искусств, которые открывались нам русской речью, а не еврейской. Её союзницей были её две сестры - мои тётя Рива и тётя Вера. Мы, дети, в этом противостоянии безоговорочно стали на сторону мамы, потому что она была ближе к тому революционному духу времени, который проявлялся в агитационных речах, песнях, печати (о радио и телевидении тогда никто и не слыхивал) и был самым большим авторитетом для нас.
Нет, скандалов в семье на этой почве не было;. дедушка и бабушка были верны еврейскому образу жизни: в субботу ничего нельзя делать, нельзя даже огонь зажечь. включить свет; по ритуальному распорядку читали соответствующие главы из Ветхого Завета - "Пятикнижья", отмечали как положено праздники, ходили в синагогу. Папа очень хотел приобщить нас с братом к вере, в синагогу шел, забирая нас с собой, пригласил рэбе (еврейского учителя веры), но ничего, совершенно ничего мною и братом от него воспринято не было. Настолько ничего, что. бабушка, дедушка, общаясь между собой на еврейском (идишь) с нами вынуждены были говорить по по-русски. Мама, её сёстры и мы с братом саботировали всё еврейское. Мама в своем стремлении приобщить меня к миру искусств устраивает меня в какую-то балетную студию. И я помню себя, стоящим у балетной стойки с поднятой и вытянутой в сторону ногой. Было мне тогда, наверно, лет восемь; я этот вид искусства, как " девчачий " отвёрг и "победил". Попробовала мама приобщить меня к музыке, привела к одной нашей родственнице Любовь Марковне Коган, учительнице игры на рояле. Та ударила по самой левой клавише клавиатуры, а затем по самой правой и спросила меня, какой звук выше. Я понял так, что меня спрашивают "какой звук громче" и назвал самый низкий, после чего она наотрез отказалась принять меня в ученики. И напрасно! Слух у меня был не плохой, я уже рассказывал об этом на одной из предыдущих страниц. Думаю, что мама так быстро согласилась с приговором Любовь Марковны и больше не предпринимала никаких попыток приобщить меня, либо брата к миру музыки потому, что у нас в доме не было ни пианино, ни рояли и вообще никакого музыкального инструмента. И по нашим возможностям - никакой надежды на их приобретение.
Но вот мама устраивает меня в художественную школу (студию) Власова. Вот это было по мне. Рисовать я любил и студию посещал с удовольствием. Но содержание воспитания подобными решениями мамы не ограничивалось и чтобы продолжить рассказ о воспитании в семье, я отложу пока повесть о моём увлечении живописью. И тут я хочу подчеркнуть самый большой, даже принципиальный, недостаток в нашем домашнем воспитании. Он в том что у нас в доме не было никакого рабочего инструмента: ни столярного, ни слесарного, ни монтажного - никакого. И это при том, что ведь папа был жестянщиком, приобретшим это умение от деда (маминого папы), о чём я уже писал. Я объясняю это не только тем, что в доме на это денег не было. но и тем, что у мамы, как мне теперь кажется, было не очень уважительное отношение к рабочим профессиям. Вот балет, пианист, на худой конец, художник - это ДА, а столяр, слесарь, монтажник - это не для интеллигенции. И остался я "неумехой". Ведь умения и навыки приобретаются в детстве! Мои дети, теперь уж и сами-то пожилые - великолепные умельцы и при обращении с рубанком, и с отвёрткой, и с пинцетом; могут отремонтировать и квартиру, и автомобиль... А старший - Борис (ему уже за 50) - стал большим мастером по ремонту и налаживанию компьютеров. Залог всех успехов - детство. Аналогичная картина с экипировкой для физического развития: ни лыж, ни коньков, ни роллеров. ни велосипеда - ни трёх, ни двух колесного. Правда. причина здесь другая - отсутствие денег, а о роллерах и детских двух колёсных велосипедах никто и не слыхал, их вообще не существовало. А результат? Я наблюдаю теперь, с высот своей старости, как смело и лихо совсем маленькие дети катаются на двух колёсном велосипеде, на коньках, на роллерах и с грустью улыбаюсь тому, как внук мой Саша однажды попытался научить меня кататься на велосипеде и у него ничего не вышло. А на коньках я никогда и не пытался. Детство... Всё из детства! Мой брат попытался это опровергнуть. В возрасте под 70 взял на прокат пианино для внучки, но по каким-то обстоятельствам оставил его у себя и стал учиться сам. Каких-то результатов достиг, Однако, сбиваясь в игре перед слушателями смущённо говорил, что при отсутствии слушателей играет безошибочно и наконец, придя к выводу, что результаты никак не соответствуют затраченному (потерянному) времени и труду, оставил пианино в покое. Не опровергнул! Однако завершить тему о воспитании в семье моего детства было бы крайне несправедливо не высказав чувство глубочайшей благодарности родителям за то что не курю и никогда не курил (абсолютно), не пью и не пил спиртного. не "обогащал" своей речи матом. То же самое мог бы повторить о себе и мой брат, если бы стоял сейчас рядом со мной. В этих проблемах борьба двух противоборствующих воздействий на нас - со стороны родителей и улицы - закончилась победой родителей и полным поражением улицы. Думаю, что и здесь родителям помогли не только запреты, словесные доводы и даже не быт в семье, а гены: наши родители во всю глубину их родословной не пили и не курили. Но благодарность от этого не уменьшается, а наоборот распространяется на всю нашу родословную.

© 2015