Начну другую страницу. Время - тот же 1918-ый год, вероятно, март. Мы живём уже по другому адресу, у родителей мамы - у дедушки с бабушкой. С ними ещё и прабабушка и мамины две сестры. Так что теперь нас уже не четверо, а девять человек. Был ещё и брат трёх сестёр - ИосифХаим (у евреев часто имя двойное), но он ещё до нашего въезда уехал (или послан) куда- то под Самару, где и умер (или был убит). И к большому сожалению я о нём ничего рассказать не могу, за исключением того, что он оставил в квартире чудесную библиотеку, о которой ещё будет повод рассказывать. Жильё деда - это одна из квартир большого дома, расположенного на углу безымянного переулка и хорошо известной в городе Сапожниковской улицы. Наименование улицы интересно тем, что с данной фамилией связан любопытный факт в истории культуры. Сапожников был купцом-рыбопромышленником, увлекавшимся коллекционированием произведений искусства. Искусствоведы обнаружили у него подлинник картины Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком". Сам Сапожников и не подозревал, какое чудо он случайно приобрел. Картина по наследству перешла его дочери, вышедшей замуж за известного художника А.Н. Бенуа (в Советском энциклопедическом словаре значатся три Бенуа. Данный, вместе со своим братом.Н. Бенуа - сыновья знаменитого архитектора прошлого века.Л. Бенуа). И вот в 1914-ом году Эрмитаж приобретает эту картину в Астрахани у неё, Сапожниковой-Бенуа. Даже в масштабах Эрмитажа эта картина одна из самых ценнейших его сокровищ. Когда я смотрю на эту картину в Эрмитаже (а это было не раз), меня так и подмывает похвалиться перед рядом стоящими тем, что эта картина была моей "землячкой"; и не только по городу, но и по улице, и даже, вероятно, висела в соседнем доме так как соседний с нами дом - самый богатый на улице и был домом Сапожниковых. Вскорости после установления в городе Советской власти улица была переименована в Коммунистическую.



БРАТ - ИсайБорис. В моих воспоминаниях, относящихся к периоду, когда мы с ним жили вместе, т.е. до моего убытия из дома, он будет неизменным участником моих воспоминаний, а о его дальнейшей жизни пока сообщу, что он в своё время женился, его дети - Левик и Рая создали свои семьи, имеют своих детей, а Рая так и внучку Алиночку, для которой, будь он жив, звался бы прадедушкой. Он умер 6-го января 1992 года в возрасте 79 лет от рака аденомы.
Исключительные красавицы. Я включаю в этот термин и маму и папу. И объективным подтверждением этому - их фотографии, относящиеся ко времени моего детства. А был и такой случай. Как-то на улице я (мне лет 14-15)обращаясь к маме, произнес "мама"... а какой-то старче с удивлением остановился и сказал: "Вот так мама! И что же это за игра природы такая - у такой красавицы такой некрасивый сын" И с улыбкой бормоча что-то вроде "ну и ну, бывает же", заковылял дальше. Обе тёти работали машинистками где-то на пристанях. Между собой различались во многом; Рива - старше, выше, строже, всегда готовая к перебранке. Вера - младшая, пониже ростом, всегда весёлая. обладала чудесным голосом и пела. Это от неё я впервые слышал арии из Травиаты, Риголето, Сильвы Кальмана и др. И когда спустя годы я слушал эти арии со сцены, из репродукторов радио, мне казалось, что в её исполнении эти арии звучали даже лучше. Очень жаль, что ни у кого в семье даже в мыслях не было осуществить её прослушивание музыковедами и пела она только по зову души для собственного удовольствия. Не помню, как реагировали на её пенье в семье, но я заслушивался и даже вторил. В году 33-34-ом она вышла замуж. В 35-м родила девочку, а муж ещё до рождения девочки из семьи сбежал. девочку назвали Мирой. Сейчас Мире уже 62. О ней речь впереди. Тёти же давно умерли: тётя Рива где-то ещё в 24-м-25-м - от заворота кишечника. а тётя Вера сравнительно недавно - в году 60-м-61-м - "от годов"